Cлoвo 2. Бeceдa дyши c yмoм, в вoпpocax и oтвeтax, o тoм, oткyдa paждaютcя в нac cтpacти; здecь жe и o Бoжecтвeннoм Пpoмыcлe, и пpoтив acтpoлoгoв.

Душа. Ум мой любезный! К тебе ныне обращаю обычную беседу. Не малое объемлет меня удивление, каким образом ты, будучи поставлен Создателем как бы некоторым властелином, и содержа все жизненныя мои силы и все, без исключения, части тела, как царь какой, владеющий укрепленным городом, или как некоторый искусный кормчий управляешь всем телом посредством своих искуснейших умственных мано]вений; потом, как наездник какой, который, будучи сброшен свирепым конем, лишается победы, а часто даже и самой жизни: так и ты, будучи часто одержим какою-нибудь темною страстию, ЂЂЂили пагубною завистию, или гневом, или печалию,ЂЂЂтотчасъ весь приходишь в сильное смущение и страшно печалишься, и тогда все твои разсуждения и слова становятся неприличными и, короче сказать, не признаешь тогда никого, ни сродни]ков, ни самых любезных тебе друзей. Сказать ли еще больше? Ты испускаешь тогда беззаконную хулу на Самого Того, Кто Един Благ. Скажи, прошу тебя: почему это так с намиЂЂЂсо мной и с тобойЂЂЂслучается? Сильно желаю, возлюбленный, об этом от тебя узнать.

Ум. Крайне неудобовразумительное и непостижимое для разума усердно желаешь ты, душа, узнать от меня. Поэтому я с великим удовольствием предпочел бы совершенное молчание, если бы не совестился божественнаго проповедника, требующаго, чтобы мы всегда были готовы к ответу всякому, вопрошающему нас о словеси (I Петр. 3, 15.) премудрости. Итак, сколько могу, при помощи свыше, скажу тебе немного о том, о чем спра]шиваешь.

Страшный, весьма страшный недуг, о душа, есть самолюбие, и этот злой нрав, утвердившись долгим временем в душах наших, требует больших тру]дов и подвигов, пока не будет изгнан из нас. Было когда-то, было время, когда мы с тобой были сво]бодны от этих страстей, и имели жизнь вполне тихую и безмятежную, насыщаясь высокими и чистыми мыслями самых божественных желаний, ЂЂЂкогда не волновались ни тщетною славою, никакими спорами, ни пагубною за]вистию, ни гордостию; но простым, незлобивым и однообразным мудрованием всегда стремились горе, будучи поощряемы желанием совершеннейшаго блага. Творец наш, душа, прост, и нисколько не причастен никакому злу и лукавству. Это ЂЂЂ одна благость, одна премудрость и правда; Он милосерд, щедр, весь свят и праве] ден; от Него изобильно источается всякая святыня, всякая благость и всякие духовные дары. Желая возвести в это совершенство и созданнаго Им изначала по Своему божественному образу, Он, преблагий, дал ему боже]ственную заповедь, которую если бы он до конца сохра]нил без вреда, то был бы воистину блажен, и всегда чисто и безстрастно наслаждался бы беседою с Самим Богом. Ибо самым тем божественным дуновением Он вложил в него все те досточтимыя добродетели, которыя находятся в Божественном и всесвятом есте]стве, каковы суть: благость, милосердие, кротость, правда, любовь и подобныя тому. Однако, не дал ему сразу и совершенное преуспеяние,ЂЂЂи это с одной стороны для того, дабы он не вознесся множеством дарований и не был окончательно лишен божественной любви, а с другой стороны, чтобы, поощряемый желанием совершен]нейшаго и чистейшаго блага, он всегда больше стремился к получению его. Так понимать заставляет меня то обстоятельство, что он не мог долго воздержаться от нарушения Божией заповеди. Если бы он имел вполне твердую веру, то имел бы и твердое преуспея]ние; ибо от веры раждается разум, как ясно говорит мудрое изречете Писания: аще не уверуете, не имаме раз]умети (Ис. 7, 9). Итак причиною его падения было не]совершенство веры и любви к Создателю. Удовлетворено ли теперь, душа, твое желание, или и еще нуждаешься, чтобы тебе сказано было об этом более пространно?

Душа. Если для тебя не составит особеннаго труда, то прошу сказать яснее. Также скажи и о том, каким образом можно приобрести кротость?

Ум. С радостнию исполню для тебя и это, если бла]годать Божия свыше подаст мне слово премудрости. Как и выше я сказал, причиною нашего падения была слабость нашей веры, чему по необходимости последует неведение совершеннейшаго блага 1) (1) - Разумей Самого Бога, в Котором совершенство), а это производит сильное омрачение наших умных очей, и уподобляет нас, душа, увы, безсмысленным скотам, как и у боговдохновеннаго песнопевца об этом говорится, ибо он особенно и ясно воспел: и человек в чести сый, не разуме, как бы следовало, и потому уподобися скотом несмысленным (Пс. 48, 21). Прародители наши, по причине несовершенства разума, не поняли обмана злобнаго змия, и на подобие рыбы, проглатывающей удочку, приняли его совет и невоздержно вкусили от плода запрещеннаго древа; почему, праведным судом Божиим лишились блаженства и божественнаго пребывания в раю. Лишив]шись же прежняго божественнаго просвещения и под]вергшись немедленно внутренней смерти, они прежде всего приняли в себя два наиболее вредных душев]ных недуга: забвение и неведение, от которых страшно повредились их умныя очи, и они сделались вместилищем многообразных страстей.

По причине забвения теряя постоянно из памяти ту божественную славу, которой, увы, без ума лишились; желая же всей душей этой пагубной славы, валяющейся по земле и достигая ея, мы страшно гордимся и превоз]носимся, как кедры Ливанские; лишаясь же ея, сильно уязвляемся сердечною печалью и стрелами пагубной за]висти. Ибо не можем терпеть, когда видим, что нас безчестят, а других удостоивают великих похвал. От этого мы предаемся гневу, так как считаем себя более всех достойными чести. Если же вспомнили бы, что мы все одинаково страдаем от неведения и заб]вения, то во всяком случай были бы более кроткими и не устремлялись бы, душа, друг на друга, подобно диким зверям. Итак, от забвения раждается тщеславие и гнев, гибельная зависть и гордость; а от этих опять раж]дается множество злейших страстей, которыя, как дикие звери, устремляются на нас, страшно раздражают, пле]няют и смущают нас, ввергая в безчисленныя бед]ствия. Неведения же совершеннейшаго блага злыя порож]дения суть: корень всех зол сребролюбие, и происходя]щие от него росты (проценты) и то, чтобы без милости лихоимствовать, и безбожно похищать чужое добро, и предаваться скверному плотскому неистовству, и то, чтобы не знать самого себя и никогда не иметь памяти смерт]ной, и верх всякаго злаЂЂЂэто нисколько не бояться Бога и не трепетать будущаго страшнаго суда, а жить только всегда подобно безсловесным животным в ненасыт]ном угождении чреву и плотским похотениям, считая эти телесныя наслаждения за совершенное благо. Отсюда брани и войны, и пленения, и разбойническия нападения по всей земле и по морю. Как человек, пристрастив]шийся к пьянству, будучи сильно нагружен вином, безчинствует во всем и говорит неподобное, и чест]ных и благопристойных считает безчестными и непри]стойными, и ни в чем нисколько не имеет здраваго разсудка: так и мы с тобой: омрачившись в мыслях неведением истиннаго добра, легко становимся жертвою действия бурь пагубных страстей,ЂЂЂто беснуясь яростно и гневом, то истаявая завистию, то весьма неистовствуясь плотскою похотьюЂЂЂдо того, что часто отрекаемся самой жизни. И что много говорить! Как корабль, лишившись мачты, канатов, парусов и самого руля, носится вет]ром туда и сюда, ударяемый постоянно силою громад]ных волн, или же, наткнувшись на камень, разбивается волнами и погрязает в глубине, так и мы, душа, постоянно подвергаемся нападению пагубных страстей, ибо погубили без ума прежнюю свою красоту, подчинив]шись льстивому обману змия. С тех пор мы умерли внутреннею смертно, которою наказал нас Господь за преступление Его заповеди, и жизнь, заключающаяся в бесстрастии и божественном вдохновении, далеко отсту]пила от нас.

Непримиримый же враг нашего рода, подчинив нас себе, научил всякому злу и всякому беззаконию, усили]ваясь, как богоборец, совершенно отстранить нас от веры и любви к Создателю. Он, всескверный, вместо служения Единому несозданному и безначальному Боже]ству, Которое троично в Лицах и едино по существу, ввел служение безчисленному множеству лжеименных богов. Вместо дарованнаго нам свободнаго произволе]ния и самовластия, чем мы, собственно, и отличаемся от естества безсловесных, и, насколько возможно немощному человеческому естеству, уподобляемся Тому, Кто создал нас по Своему образу,ЂЂЂвраг подчинил нас ложной вере в действие на нас звезднаго течения, уверяя, что отсюда происходит влияние на наше произволение в избрании добра и зла, так что мы отнюдь не можем будто-бы ничего ни делать, ни желать вопреки того, как это определено нам роком непреложнаго тече]ния звезд. Также уверяет, что от круга звезднаго течения зависит и счастие и все, касающееся нас. Этим он изобрел для повинующихся ему без ума три некоторыя скверны и пагубы: во-первых, Виновни]ка и Подателя всех благ, единаго благаго и праведнаго по естеству, Который, то обетованием божествен]ных благ, то угрозою безконечных и страшных му] чений, отводит нас от всякаго зла и поощряет к непорочному и богоподобному житию,ЂЂЂон, всескверный, безбожно старается представить виновником всякаго зла для людей, как подчинившаго их насильственному влия]нию звезд; во-вторых, далеко отстраняет от себя то, чтобы всеми людьми он был признаваем единствен]ным виновником всякаго зла, и, в-третьих, повиную]щихся без ума этому душепагубному и нечестивому уче]нию, он всегда содержит в творении беззаконных дел, так как они уверены, что крепко окованы наси]лием влияния звезд. От многих случалось слышать, что, когда их обличают в каком-нибудь беззакон]ном действии, они говорят, что никоим образом не могут от этого отстать, так как звезда, под влия]нием которой они находятся, насильно влечет их к тому против их воли, и крепко привязывает к этой страсти.

Злее этого кто мог бы что-нибудь придумать, чтобы возвести хулу на самую Божественную Правду? Если Он Своими заповедями строго запрещает нам желать чу]жой жены, или неправдовать; а затем крепким наси]лием влияния звезд принуждает нас ко всякому без]законию и ко всякой злобе; то каким образом, узаконяя для нас совершенно невозможное, может, увы, призна]ваться праведным? Ибо кто из носящих плоть в со]стоянии всегда противостоять против трех крепких противных ему борцов, то есть, против бесов, про]тив звезд и против непрестаннаго нападения есте]ственных страстей, всегда сильно нападающих на нас? К тому же окажется, что Он сильно обидел род че]ловеческий, когда вышним чинам, то есть Ангелам, предоставил даром Свое царство, а нам поставил противников в лице бесов, звезд и планет, кото]рыя насильственно возбраняют нам вход в него. Также: каким образом явится достоверным божественное слово, которое говорит: се дах вам власть насту]пати на ядовитых змей и скорпионов и на всю силу вра]жию (Лук. 10, 19),ЂЂЂесли влиянием звезд мы привле]каемся к злым страстям? Сказав же о ядовитых змеях, Он ясно научил нас, что не влиянием звезд привлекаемся мы к злым делам, а пагубными бесами, от которых мы, душа, и сначала в древности потер]пели достойное плача падете, как ясно свидътель]ствует великое и пресветлое солнце, богомудрый Па]вел, который говорит, что верным предлежит брань не к крови и плоти, то есть, не к немощному естеству человеческому, но к пагубным началам и властям века сего, к самым лукавым духовом, изобретателям всякой злобы (Еф. 6, 12). Их силою в древности совер]шались по всей вселенной бесовския волхвования и про]исшедшая отсюда прелесть поклонения идоламъ. Предста]вителям всякой бесовской и астрологической прелести весьма послушно внимали и риторы, и философы, и силь]ные цари. Ученики их суть все чародеи, и волхвы, и наблюдающие за полетом птиц, и ставящие участь чело]века в зависимость от рождения под влиянием той или другой звезды,ЂЂЂкоторые по подобию змия вливают в души человеческия яд своей злобы и прелесть звез]дочетства. Над всеми ими вообще мы получили власть, если благоверно служим Создателю всех, Царю и Богу, совершая всегда делом все святыя Его заповеди. Если же преступим их, то впадем в безчисленныя напа]сти; но это случается с нами по судьбам Божиим, а не по действию слепого счастия, и не по влиянию звезд, как ложно толкует астрологическое безумие.

Не владеть над нами, душа, поставлены звезды: но оне устроены для того, чтобы светом своим разгонять ночную тьму; такжеЂЂЂпоказывать мореплавателям путь безопаснаго плавания и земледельцам ЂЂЂ время, когда па]хать землю. Если же чрез насильственное влияние звезд одни бывают любителями добродетели, а другие ЂЂЂ после]дователями зла; всякаго же блага начало есть вера в Бога истиннаго, а всякаго зла последнейшее зло есть неверие: то никакого осуждения не заслуживают те ко]торые нечествуют против Бога, равно как никакой награды и благодати не получат от Бога те, которые благочестно чтут Его. Ибо и то и другое бывает не произвольно, а по принудительному влиянию звезд, по которому одни влекутся к благочестию, а другие ЂЂЂ к не]верию. Какое же после этого значение будет иметь бо]жественное изречете: нуждницы восхищают царство небес]ное? Также: и идут одни в нетленную жизнь, а другие в огненныя муки преисподней (Mф. 25, 46)? Ибо то, что делается по неволе, одинаково не заслуживает ни на]грады, ни наказания, будет ли то доброе или злое, как ясно богословствует честнейший и боговдохновенный бо]жественный Иоанн Дамаскин, который говорит: Еллины думают, что все, касающееся нас, зависит от влияния этих звезд, солнца и луны, востока и запада: в этом упражняется астрологическая наука. Но мы утверждаем, что они служат предзнаменовашем дождя и бездождия, холода и тепла, засухи и ветров и тому подобнаго; а наших дел указанием нисколько они служить не мо]гут. Ибо мы созданы Творцем самовластными, и вла]стны в своих делах. Если же мы все делаем под влиянием звезд: то по принуждению делаем то, что делаем. А что бывает по принуждению, то не признается ни добром, ни злом. Если же мы не имеем ни добра ни зла, то не заслуживаем ни похвал, ни наград, ни укоризны, ни мучений. Таким образом Бог окажется несправедливым, подавая действием звезд одним благоденствие, а другим несчастье. Если же все идет и несется по нужде, то Бог не правит вселенною и никакого промышления не имеет о Своем создании. Ка]ким же образом будут истинными слова Анны проро]чицы, которая говорит, что Господь убожит и богатит, смиряет и высит, возставляет от земли убога и от гноища воздвизает нища, низводить во ад и возводить от]туда (1 Цар. 2, 6ЂЂЂ8),ЂЂЂесли действием слепого счастия и кругом течения звезд одни возвышаются от земли на высоту, а другие низводятся до земли? Если истинны слова Анны пророчицы, то вера в счастие и несчастиеЂЂЂ ложь, как изобретение неверных, а не учение и преда]ние святых. Поэтому мы, как истинно верующие, должны устроять свою жизнь и украшать ее похвальными обы]чаями и благоверным учением. К тому же, если на]стоящая жизнь есть село, а доброе семя суть сынове небес]наго царства, а плевелы суть семя лукаваго, то есть дела]тели всякаго беззакония: то из этих божественных слов явствует, что не силою движения звезд одни бывают любителями добродетели, а другиеЂЂЂпреданными злу; но это зависит от того, что одни, повинуясь Богу, бывают добрыми, а другие, последуя злокозненному де]мону, делаются злыми.

Не будем же искать лучшаго против сказаннаго уверения; ибо нет никого премудрее Бога. К тому же, если Бог создал человека по образу Своему и по по]добию, то есть свободным и самовластным, чтобы он по собственному произволению стремился восходить ко всякому богоугодному жительству; затем, как бы рас]каявшись, подчинил его крепкому и принудительному влиянию звезднаго течения, и этим, как негоднаго плен]ника, гонит его к совершению всяких непристойных страстей, и за это опять сильно гневается на нас, зачем мы их исполняем: то окажется, что Он Сам Себе не согласует, тогда как ОнЂЂЂисточник всякой премуд]рости. Итак, не круг слепого счастия и не звезды, но Сам преблагий и Единый праведнейший, всем царствую]щий, Своим всевидящим божественным предвидением все, касающееся нас, премудро и праведно устрояет и правит так, как нам полезнее. Аз сам убию, и я же опять жити сотворю (Втор. 32, 39), говорить Царствующий над всеми. Всяко даяние благо и всяк дар совершен, не просто свыше есть сходяй, но от Самого Отца светов (Иак. 1, 17) и от собезначальнаго Ему Сына и Святаго Духа, Коим превосходно все управляется. Виновником же всякаго зла бывает диавол, да и мы, без ума по]винующиеся ему. Будучи исполнен зависти и всякой злобы, низверженный с неба по своей гордости, он не может терпеть, когда видит, что мы расположены к миру между собою; но, как бешеный пес, кого бы ни встретил, всякаго кусает, одинаково на всех злится: так и этот всепагубный, будучи свергнут с высоты и подвержен крайнему безчестию, видя человека, кото]раго прежде имел подчиненным себе и котораго по]срамил всякими нечистыми делами, теперь же (в лице Иисуса Христа), как Бога Вышняго прославляемаго всеми и возседающаго на отеческих десных престолах, раз]рывается от зависти, неистовствует и постоянно скре]жещет зубами. Как дикий зверь, он тайно мыслями всегда лает на нас, придумывая всякия сети, и тщится, всескверный, воспрепятствовать нам вступить на путь, ведущий к безстрастной и нестареющей жизни. Для за]вистливаго и злораднаго, обыкновенно, составляет ра]дость и наслаждениеЂЂЂвидеть погибающими всех нена]видимых им. Поэтому он всегда борет нас сквер]ными помыслами, пагубною завистию и гордостию; онЂЂЂ учитель и воровства и убийства; он самЂЂЂначальник и всякой лжи и лести; он убеждает и раскапывать гробы мертвецов и без страха грабить одежды с тел, уже смердящих. Но зачем долгою речью докучаю тебе?ЂЂЂ ОнЂЂЂизобретатель всякой злобы и безчисленных зол, коими наполнил весь мир, завидуя нам по причине даруемой нам свыше божественной благодати. Будучи сильно раздражаемы постоянно такими и столькими злыми страстями, как бы дикими зверями,ЂЂЂчто удивительнаго, если мы часто, о душа, уклоняемся от доброй нравствен]ности и благонравнаго жительства? Ведь никто не ди]вится тому, что море часто волнуется от сильнаго дей]ствия ветров. И мы с тобой ничем не отличаемся от поверхности моря, возмущаемаго всякими ветрами.

Вот ты уже и получила вполне, душа, то, чего же]лала, как мне думается, хотя и кратко все это тебе изложено. Теперь же услышь и о том, каким образом можно приобрести кротость, так как ты впереди просила меня об этом.

Начало премудростиЂЂЂстрах Господень (Пс. 110, 10), как воспел богомудрый песнопевец, сын Иессеев. Истинным же страхом почитай, душа, прилежное испол]нение божественных заповедей, а тот страх, который выражается в одних пустых словах, почитай не стра]хом, душа, и не благоговением, а прелестию души, по]руганной безплотными врагами, по причине крайняго ея безумия. Всяк убо, сказал Господь, иже слышит словеса Моя и не творит я, то есть не исполняет их препо]добно самым делом, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце (Mф. 7, 26). Как человек, полу]чивший от своего господина начальство над городом и принявший от него прекрасныя правила, по которым он должен бы и сам хорошо и честно жить, и поло]жение тамошних жителей устраивать правильно; он же, прибыв в город и насытившись всем, что есть в нем хорошаго, сильно вознесется гордостию и не забо]тится более о соблюдены данных ему правил и даже не хочет пребывать в тех границах власти, какия ему определены, но становится для всех тяжелым, величавым и свирепым, выражая это криком, диким взглядом и мучительством,ЂЂЂне только лишается самаго начальства, но и подвергается достойным своего безумия казням: так и тот, кто, забыв божественныя законо]положения, то есть щедроты, милость, священную любовь, законность, правду, тихость, кротость, похвальное цело]мудрие и преподобное смиренномудрие, а лишь в одном неядении некоторых брашен и в слышании только бо]жественнаго писания заключаете свое благоверие,ЂЂЂослеп душевными очами и отпадает от священнаго собрания святых. Ибо не слышателие закона, говорить Святый Бо]жий проповедник (Иак. 1, 22), угодны Богу, но те, кото]рые прилежно всегда его исполняют.

Поэтому, главным основанием приобрети сей чистейший страх Божий; ибо без него все остальное безпо]лезно,ЂЂЂи воздержание от брашен, и долгое пребывание в молитве. Весьма строго укоряет нас Господь, го]воря: что же мя зовете: Господи, Господи, а что Я вам повелеваю, того не хотите исполнять (Лук. 6, 46). На этом-то твердом и непоколебимом основании (на страхе Божьем) старайся устроивать крепкую узду 1) (1) - Под уздою разумей пост и воздержание.) плоти или чреву, которое возстает на нас неудержимыми стремле]ниями и беснуется своими пожеланиями. Ибо если оно расширяется, то мы погибаем, как и наоборот, когда оно ссыхается, мы живем постоянно праведною жизнию. Как огонь, если попадает в небольшое количество плохих дров, то действует в них тихо, без шума и умеренно; если же прибавлено будет много толстых дров, то немедленно возносится в высоту и производит страшный некоторый шум: так и мы с тобой, если чрево наше от невоздержания толстеет, делаемся весьма свирепыми и дикими, и, как зверь, чуждый кротости, гневаемся на всякаго и весьма неприлично увлекаемся криком и яростию. Когда же плоть наша изсушается воздержанием, то все у нас пребывает в великой кротости и всякой тишине. Этому не мало содействует и то, чтобы жить вдвоем или втроем, с единонрав]ными. Сожительство со многими часто подает повод к увлеченно гневом и против своего желания, когда придется или услышать что-нибудь неприличное, или уви]деть безчинные поступки, противные отеческим преда]ниям. Ко всему этому, приобретение кротости зависит много и от того, чтобы проводить жизнь нелюбостяжа]тельную, часто упражняться в чтении житий святых в безмолвии и приучать себя к памяти смерти. Ибо ничто так не делает нас зверскими, как владение, по при]меру господ, имениями. Как поверхность моря в ти]хую погоду имеет прекрасный вид и весело на него смотреть; когда же подымется сильный ветер, то оно страшно возмущается, воздвигает волны, как горы, и сильно шумит: так и душа, надмеваясь владением имений, распаляется яростно, высокомудрствует о себе, омрачается умом, теряет умиление и ожесточается серд]цем, которое делается жестоким, как камень. Ибо где желание приобретать имения, там всячески и непомерное любление золота, и сладострастие, и попечения, и ссоры, а всем этим подавляется, как тернием, всеваемое в сердца наши с неба спасительное слово касательно исполнения делом заповедей Спасителя, памяти вечных благ, будущаго страшнаго суда и горьких мучений. Где изобилуют помянутыя страсти, там и лихоимство, и то, чтобы делать все ради человекоугодия, а этим производится безчеловечие, и такие люди делаются свире]пее зверей. Из этого явствует, что сильно прельщаются те, которые постоянно заботятся об умножении богатства и стяжаний.

Услышь же, душа, краткое содержание всего сказан]наго, и постарайся безленостно исполнить cиe делом. Как выше мною сказано, что от забвения и незнания превосходнейшаго истиннаго блага произошли в нас все страсти, и возникло для нас безчисленное множество зол, так что мы снизошли до подобия скотов, так и частое воспоминание вышесказаннаго, и труд к уразу]мению сего, и непрестанное сердечное желание той боже]ственной славы, которая превыше всякаго слова,ЂЂЂдоста]точны для того, чтобы не только прибрести совершенную и ненарушимую кротость нрава, но и в состоянии поста]вить нас пред Самим Царствующим в вышних и соделать наследниками земли спасаемых, на которой твердо стоят ноги кротких, веселящихся божественным светом.

Душа. Прошу тебя, возлюбленный, потрудись еще не]много и разъясни мне то, о чем спрошу тебя. Если Господь мертвит и живит, убожит и богатит, сми]ряет и высит, низводит в ад и возводит, как выше сказано тобою, и как в другом месте Он говорит, что и зло Он сам устрояет (Второз. 32, 39): то каким образом сатана признается виновником всякаго зла?

Ум. Не обманывайся, душа, одинаковыми наименованиями зол и не думай, что одно и то - же зло ЂЂЂ разврат и нищета. Одно, то есть разврат, составляет преступление заповеди Божией, богомерзко и отвратительно, убивает душу, низводит ее во ад и предает безко-нечным мучениям. Нищета же есть отятие средств, питающих блудную страсть, и происходит она для некоторых по судьбам Божиим. Ибо Господь, как премудрый и душеспасительный врач, желая сделать кратковременный человеческий род причастным Своей божественной славы, не ко всем применяет одинаковый способ лечения, но, соответственно болезни каждаго, премудро изобретает и могущее уврачевать его средство. Поэтому, если кому богатство служит причиною величания и гордости; или сила ЂЂЂ причиною дерзости; или красота ЂЂЂ разврата: то этого лишает красоты, посылая на него недуг, искажающий его внешний вид, или желтуху; дерзость же несноснаго силача укрощает разолаблением телесных членов или долговременными болезнями; гордость же, происходящую от богатства, низлагает крайнею нищетою. Также и на города и целые народы, прогневляющие Его своими беззаконными делами, посылает неурожаи, губительныя болезни, внезапныя нашествия дальних народов, или страшныя землетрясения, дабы этим исторгнуть с корнем душепагубную их злобу. И короче сказать, все душепагубныя страсти, которыя, обыкновенно, низводят души во ад, Он, как благий и премудрый врач, очень искусно исцеляет различными способами. Итак, пусть никто Всеблагаго не признает, без ума, виновником душевредных зол, так как и врач, обыкновенно, не называется злым потому, что он раскаленным железом и бритвою лечит антонов огонь и другия заразительныя язвы, посыпая их по необходимости сильно действующими порошками. А тех зол, которыя, действительно, таковы и низводят во ад, предавая страшным мучениям, главным виновником есть сатана, а также и мы сами, когда без ума повинуемся ему. Сильно желая нашей погибели, он, всескверный, не перестает придумывать ее для нас, и какия знает повеления Божии, направляющия нас безпреткновенно к небесному званию,ЂЂЂубеждает нас поступать против них, всяким способом прельщая наши мысли. И одних всегда разжигает беззаконными плотскими похотями; других отовсюду опутывает узами сребролюбия; иного горестно губит пьянством и обядением, а другого научает радоваться всякому человекоубийству. И одним из них указывает на неисчерпаемую и неизследованную пучину божественных щедрот; других увещавает не ждать суда в будущем и не думать, что Бог промышляет о нашей жизни, но что движением звезд и кругом счастия совершаются так или иначе все человеческия обстоятельства. Короче сказать: многочисленныя козни устрояет он, скверный, для прельщения нашей мысли. Как опытный ловец не одну и ту же приманку ставит всем высокопарным птицам, но, зная, какая из них к чему более склонна, то ей и предлагает: так и всепагубный этот бес, узнав, чему мы более радуемся ЂЂЂ или по естественной наклонности, или по навыку, этим и устроивает нам очень хитро сеть и ею запинает нас. Таким-то образом, душа, виновником всякаго пагубнаго зла, вместе с нами, есть сатана.

Итак, не станем обвинять звезды или планеты, что будто оне влекут нас к совершению беззаконных поступков, и не будем бояться круга счастия, как будто он возводит и низводит неравномерно наши обстоятельства: это все выдумки безбожных Халдеев и Аравитян, а не учение благочестивых христиан. Те постоянно прислушивались только к бесам и идолам и потому не могли научиться от них никакой истине; да и чему доброму может кто-либо научиться от самой лжи? У нас же един Бог, Который весьма премудро и преподобно устроивает все касающееся нас к большей нашей пользе,ЂЂЂи не кругом счастия, не движением звезд, но тайными Своими судьбами, как Сам один знает. Тайну этих судеб и их непостижимое разнообразие не познали злочестивые потомки Ассириян, которые кругу счастия и движениям звезд приписали все нестроения этой жизни. Как неискусный какой- нибудь врач, желая исцелить страждущаго водянкой, или болью желудка, вместо того, чтобы видеть причину болезни в злокачественности естества больного или в безмерном обядении, приписывает по неопытности причину болезни вредному влиянию воздуха и пищи, тогда как умеренное пользование тем и другим полезно: так и те, оставив без упрека самовластное и произвольное избрание дел злых или добрых, по причине чего Бог или гневается на нас, если живем беззаконно, или призирает на нас милостиво, если хорошо и благочестно проводим жизнь, приписали все дела влиянию звезд и круга счастия.

Душа. Следует ли совершенно отвергнуть звездочетство, как изобретение безбожных Халдеев?

Ум. Нет, любезная душа, не вполне оно должно быть отвергнуто, но и не может безразсудно все быть принято. Ведь и наука словесности, называемая логикой, не должна быть вполне отвергнута только потому, что некоторые пользуются ею для ложных и вредных состязаний. Но насколько это возбуждает нас к прославлению Бога и душу разжигает большею божественною любовию, нисколько не противясь священным и боговдохновенным словам Писания, а вполне с ним согласуется,ЂЂЂнастолько оно хорошо, душа, и следует его изучать, как труд прилежных занятий древних досточтимых мужей. Не все это учение составляет изобретение людей нечестивых, но только то, что влечет к яропасти погибели, приписывая движению звезд и кругу счастия все наши злыя и добрыя дела, и то, чтобы проводить время в благополучии или несчастии, и насколько оно дерзает предсказывать будущее и заставляет замечать дни и времена и часы, как бы одни из них были благополучны, а другиеЂЂЂзлополучны. Все это, душа, богохульно и противно священным словам Павла и Исаии. Ибо Павел, обличая Гапатов, наблюдавших за месяцами, временами и днями, называет их безумными (Гал. 4, 10.); Исаия же, предвозвещая запустение Египта, имевшее скоро наступить от гнева Божия, взывает к нему в виде насмешки, говоря: где ныне премудрии твои астрологи, да возвестят тебе и скажут, что будет с тобой (Ис. 19, 12). Горе тебе, горе тебе: это твое художество и эта премудрость погубили тебя. Ибо думать, что не по божественному гневу, за беззаконныя наши преступления, но по влиянию некоторых злых звезд и от круга звезднаго течения и гадательнаго счастия, случается град и мор, и войны, и порча плодов, и землетрясения и тому подобное,ЂЂЂесть, воистину, мудрование безумных и безбожных, которые полагают, что все на земле совершается без промысла Божия. Неложен угрожающий посещать жезлом все наши беззакония, если живем не по Его святым заповедям, то есть, если не совершаем их всегда делом. Ибо говорит: аще оправдания Моя осквернят и заповедей Моих не сохранят, посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Пс. 88, 33.). Так же Исаия говорит: аще хощете и послушаете Мене, снесте вся благая земли, какия она произращает Моим повелением; аще ли же не хощете, ниже послушаете Мене, меч истребит вас. Уста бо Господня, говорит, глаголаша сия (Ис. 1,19ЂЂЂ20). Не будем же безбожно почитать творцем зловредных звезд Того, Кто Един благ; ибо как можно будет праведно назвать Его всеблагим, если одни из Его творений прекрасны и полезны, а другия зловредны? Ведь и источник не может быть вместе и сладким и горьким; и смоковница не производит вместе и сладкие и горькие плоды; также и пчела не приносит вместе и мед и желчь.

Итак, не следует совершенно отвергать звездочетское учение, а уклонимся только от того, душа, что, как сказано, влечет в погибельную пропасть и далеко отлучает от Вышняго. Это, как злое и нечестивое учение Халдеев, оставим им. Мы же, как дети вышняго Царя, поставленные Им владыками и получившие от Него власть наступать на змей и скорпионов,ЂЂЂне будем бояться ни влияния звезд, ни круга счастия, но с радостию и свободно будем проходить поприще настоящей жизни, воспевая всегда Христу - Царю победную песнь. Ибо Его смертию мы получили свободу, которой мы были лишены древним преступлением. Итак, звездочетское учение, душа, хорошо, и кто благоразумно к нему относится, тому оно доставляет немалое веселие. Иначе и быть не может, ибо эта наука разсматривает превосходнейшую премудрость создавшаго все Бога Слова, и кроме того, для человеческой жизни не малая происходит отсюда польза, ибо она научает непогрешительно знать течение; солнца и луны и причину перемены четырех времен, а также исчисляет годы. Но пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его желания, на татьбу; ни развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурна или Марса виновниками совершаемаго им убийства. Но пусть каждый искренно укоряет себя за то, что далеко отверг от себя память будущаго страшнаго суда и страх Божий, коими всякий, по свидетельству божественнаго Писания, уклоняется от зла (Притч. 15, 27) и делается горячим ревнителем добродетели и согражданином небожителей.

Душа. Какой же вред для благоверия от того, чтобы приписать влиянию звезд доброе и злое?

Ум. Очень большой и весьма страшный. Это мнение не только, как сказано выше, представляет Бога виновником для людей всякаго зла, и несогласным Самому Себе, и несправедливым, тогда как Он один по существу всеблаг и всеправеден; но и являет Его Самого виновником пагубы безчисленнаго множества людей, так как в действительности, как сказано в Писании, весьма редкие спасаются (Матф. 7, 14). Ибо мы видим, что большая часть людей, по причине своего беззаконнаго и развратнаго поведения и безчисленных злодеяний, безчестно и постыдно погибают. И не только до этого простирается хула; но и самый боговдохновенный закон весь с корнем уничтожает и заставляет отчаяваться в возможности совершать похвальныя добродетели, уверяя, что это очень трудно или вовсе невозможно, так как звезды сему не содействуют. Поэтому те, которые охотно внимают сему учению, думают, что они не могут уже отрешиться от исполнения безчестных страстей, и всякий выставляет в оправдание своей злобыЂЂЂнасильственное влияние звезды. От этого многие недугуют в мыслях своих крайним зловерием, и лишь языком и устами показывают себя содержащими святую христианскую веру, и то только потому, что страшатся огня, коим угрожают зловерным представители истиннаго благоверия. И настолько завладела ими вера в движение звезд, что они без малаго почитают это за божество, и пребывают без покаяния, не имея никакой заботы о будущем суде, и считают все безполезнымЂЂЂи молитвы и жертвы, если не поспешит сила звезд. Таковые проводят жизнь подобно безсловесным животным, всеми мерами угождая ненасытно чреву и постыдным пожеланиям плоти, считая это наслаждение совершенным блаженством, тогда как конец емуЂЂЂ вечное мучение в огне.

Все это случается с ними потому, что они не слушаются божественнаго Писания, которое повелевает: кроме Господа Бога твоего да не убоишься никого другого, Тому единому поклоняйся и служи. Если бы они, действительно, убоялись Царствующаго в вышних и прилежно исполняли бы святыя Его заповеди, то нисколько не внимали бы пагубным бредням и не подчинили бы звездам свое достоинство, но были бы сами, по Писанию, богами и сынами Вышняго, повинуясь Ему во всем незлобивым сердцем; они явились бы украшенными небесною славою, и были бы как ангелы, как в древности Моисей и Даниил и прекрасный Иосиф, исполненные по всему божественною благодатию. А как они египетския басни предпочли святым заповедям Вышняго, и движению звезд и силе планет приписывали все свои дела и все обстоятельства своей жизни: то поэтому лишились божественнаго водительства и погибли, оскверняясь безчестно всякими постыдными делами. Се, говорит, удаляющие себе от Тебе погибнут (Пс. 72, 27), а которые стараются всегда прославить Меня, тех, говорит, и Я также прославлю, а безчестящии Меня восприимут вечное безчестие (1 Цар. 2, 30). Имея такия вполне достоверныя и ясныя изречения, мы свободно и ясно можем сказать, что вышеприведенное богопротивное и пагубное мудрование есть прелесть, отводящая от преблагаго Бога, устрояющаго всяким образом человеческому роду удобный путь, возводящий на небо, и многие из людей, держащиеся мудрования о насильственном влияния звезднаго течения, суть страшные губители и являются пособниками и споспешниками начальнику всякой злобы и всякаго беззакония, виновнику безчисленных смертей и мучений, скверному велиару, содействуя ему в его неистовстве и ненависти к человеку. Ибо ничто другое не может так отлучить от веры в Господа Иисуса, ничто так не может умножать зло и умалять добродетель, как то, чтобы убедить людей, что при посредстве звезд усваиваются и добродетели и пороки. Что другое может быть угоднее бесу и удобнее для человеческой погибели? Таковые, если живут благополучно, то воздают благодарение счастию, а не Богу; если же опять наступит время неблагополучное, то обвиняют звезды, а себяЂЂЂникогда. Без обвинения же себя нет возможности получить прощение грехов. Кроме того, мудрствующие так делают беса неповинным ни в какой злобе. Если гордых и душегубцев, как они говорят, делает таковыми планета Марс; воров и льстецо ЂМеркурий, блудников, студодеев и прелюбодеев ЂЂЂ Венера; гневливых и убийц и памятозлобныхЂЂЂСатурн, а прочия злодеяния также зависят от влияния других планет, являющихся в известных знаках круга зодиака: то бес, по их безумному мудрованию, неповинен ни в какой злобе и остается уже свободным от всякаго обвинения. И если это так, то никто пусть уже не молится об избавлении его от множества пагубных бесовских сетей, но пусть молится Богу против звезд, влекущих его насильно ко всякому злу. К чему же пост и бдение, если против желания каждый по нужде влечется к исполнению плотских похотений? Ведь эти средства я принял от Бога против того зла, истребление котораго зависит от моей воли, а не против того, которое от меня не зависит. Очевидно, что учение этоЂЂЂнеистово и богомерзко, и потому отвергнем его далеко от своей мысли. Ибо всеми вообще просиявшими во всякой премудрости и святости и в благочестии христианском отцами оно отвергнуто и отброшено, как вполне безбожное. Это учение совершенно изгоняет из сердца страх Божий и никогда не допускает кого-либо из живущих беззаконно укорять себя самого, так как убеждает его, что все это с ним случается силою непреодолимаго влияния движения звезд. И самые судьи не особенно поэтому гневаются на преступников, полагая, что это случается с ними не по их воле.

Враг, насеяв такия понятия в мысли повинующихся ему, не только удаляет их навсегда от всякой добродетели, но и влагает тайно в их малоумныя мысли злыя понятия о едином преблагом и премудром Боге, так что многие безбожно дерзают смешивать то, что не может быть смешано, и сводят в одно истину и ложь. Так, Господь наш Иисус Христос божественною Своею силою, мановением и премудростию всем прекрасно и праведно управляет; в руце Его чаша полная вина нерастворенна, из которой, по божественному слову, пьют вси грешнии земли; под этою чашею всячески разумеется божественный, праведнейший и всеми правящий суд Божий, который всем, и праведникам и грешникам, воздает должноеЂЂЂили награды, или казни. Вышепомянутые же последователи безумнаго учения о счастье, при ногах Царя всех Иисуса изображают образ ФортуныЂЂЂбаснословной богини счастья, в виде женщины, которая колесом возводит одних снизу вверх, а других спускает сверху вниз,ЂЂЂжелая этим показать, что таким способом Господь устрояет иногда так, иногда иначе, человеческия обстоятельства. Об этом их безбожия и безумии я разсудил в настоящем слове много не распространяться; ибо достаточно обличает их некоторый премудрый их мудрец, по имени Гезиод, или, лучше, самыя те поминаемыя им отроковицы, которыя, как они говорят, суть подательницы и виновницы всякой премудрости. Оне, будучи спрошены Гезиодом, по какой причине одни из людей славны и знатны, а другие ЂЂЂ безчестны и незнатны, ответили ему, что не кругом счастия и не влиянием планет бывает это так, а по воле великаго Зевеса, иначе сказать, неизглаголанными Божиими судьбами. Тоже утверждают и честная пророчица Анна и царственный божественный песнопевец, которые об этом оба согласно выразились, как можно удостовериться из их божественных слов. Но Египет и Ассирия, которые положили начало этому пагубному учению, приняли оное от самих богопротивных бесов, так как они охотно прислушивались всегда к речам пагубных бесов и жили постоянно, согласно своей злобы, в беззаконных деяниях. Ибо всякий усваивает в своих мыслях то учение, о котором знает, что ему радуется сожительствующий ему учитель. Так и они (Египтяне и Ассирияне), будучи послушными учениками бесов, самому же Вышнему БогуЂЂЂврагами, пусть будут поруганы своею прелестию, будучи вместе с своими учителями наследниками огненных мучений.

Мы же, имея божествениое царство внутри себя, заключающееся в расположении нашего естества к творению дел, угодных Богу, чрез которыя соделываемся причастниками Его божественной славы, и, научившись от божественных и святых друзей Божиих, в которых Он Сам вдунул Всесвятой Дух Божий, правильнее же от Самого Создавшаго по нетленному образу Своему естество наше, не будем думать, будто влияние звезд может возбранять творение достохвальных добродетелей, или же поощрять к ним. Познавая же свою славу, которую мы получили от Бога 1)( 1) - Под славою разумей дарованное нам самовластие), будем с радостию и страхом благоугождать Господу, повинуясь во всем Его заповедям, за преступление которых впадаем всегда в напасти, равно как посредством исполнения их пребываем в благополучии. Никто, говорит будучи искушаем, пусть не обвиняет в этом Бога: Бог бо несть искуситель злым. Каждый же искушается от своея похоти влекомь и прельщаемь, говорит некоторый боговдохновенный и небесный муж (Иак. 1, 13). И если это не ложно: то не ясно ли, что хулу возводят на всеправеднаго и Единаго преблагаго те, которые мудрствуют, будто Он звездами нудит людей к деланию злых страстей? Ибо, если есть в звездах какая - нибудь злотворная сила, побуждающая людей ко злу и к исполнению страстей: то всяко, сотворивший их вложил в них эту силу и поставил их владеть над людьми. Но такое мнение есть богомерзкая хула, которая да обратится на головы хулящих так Всеправеднаго и Преблагаго. Одну только звезду признавай, душа, непогрешительно направляющую тебя к деланию превосходных добродетелей, этоЂЂЂвсегдашний чистый страх Божий, которым всякий уклоняется от зла, как говорит божественное Писание (Притч. 15, 27). Его всегда держись крепко, плывя прямо к небесному небурному пристанищу. Знай также, что исполнение делом святых заповедей с сыновним расположением благоприятно страху Божию. Также признавай опять, что одна только есть пагубная планета, которая со страшною яростию влечет тебя по пропастям злобы, это ЂЂЂ сквернейший бес, который в древности изгнал тебя посредством вкушения плода из Эдема, и теперь опять усиливается отлучить тебя от Христа Господа Бога твоего пагубным учением звездочетцев. Тогда он явно оклеветал тебе Господа, говоря, что Он по зависти запретил тебе вкушение плода, чтобы вы не стали безсмертными богами; теперь же опять всескверный клевещет на Него, что Он насилием звезд понуждает тебя к совершению скаредных дел. Его пагубных наветов всеми способами берегись, движения же бездушных звезд не бойся. Блюди же всегда его пагубную главу, потому что и он всегда прилежно блюдет твою пяту (Быт. 3, 15). Вражда между тобою и им была положена еще вначале. Знай же, что он единственный твой враг. Звезды же всеЂЂЂ к твоим услугам, ибо и созданы были ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобою. Познавай данное тебе самовластие. Не подчинен ты никакой твари, а только одному Создателю твоему. Ему всегда служи со всяким благоразумием, как Богу и Создателю, как Отцу и Господу, с веселием всегда вопия Ему вместе с песнопевцем: Господь просвещение мое и Спаситель мой и защититель живота моего, кого убоюся (Пс. 26, 1.)? Кого устрашусь, имея Христа своим хранителем? Воззови и ты с дерзновением, говоря: в день не убоюся, аз же уповаю на тя (Пс. 55, 4). Его великое и страшное и всечестное имя призывая всегда с молитвою и пением, созидай, насаждай, шествуй, возделывай землю, будучи крепко утвержден в вере Христовой. Работай же без боязни всякий день, исключая тех дней, в которые божественным отеческим установлением это совершенно запрещено. Ибо в эти дни следует со всяким благоразумием воспевать Царя нашего, как подателя всех благ. Ему всегда да будет слава, честь и держава, Единому трисолнечному Свету.


Haзaд


Яндекс.Метрика