12. О том, что не следует верить тем, кои говорят, что тот не был за божественной литургией, кто не поспел к чтению Святаго Евангелия.

Не могу пройти молчанием и то злочестивое суемудренных мудрование, коим они недугуют, говоря, что не было для них литургии, если они не поспели придти к чтению божественнаго Евангелия. Я называю это мудрование злочестивым, так как оно содержит хулу на самыя поклоняемыя Тело и Кровь Спасителя нашего, Иисуса Христа. Ибо, если по их безумию, не было для них литургии, когда они не поспели к чтению Евангелия, то значит, что претворенный в Тело Христово хлеб не преложился наитием Святаго Духа, а влиянное в потир вино не претворилось в Кровь воплотившагося Бога – Слова. Что же может быть хуже этой хулы? Мы знаем достоверно и верим, что не ради чтения божественнаго Евангелия изначала установлено совершать безкровную тайную жертву, но ради этой жертвы установлено отцами читать священное Евангелие, напоминая нам чрез это о том, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 2). А что и без чтения Евангелия может совершаться божественная литургия, явствует из того, что в течение восьми лет от вознесения Спасителя на небо божественная литургия, совершалась по всей вселенной без чтения Евангелия, ибо только чрез восемь лет по вознесении божественное Евангелие было написано Матфеем на еврейском языке; божественная же литургия в это время совершалась в церквах, иудейских и без чтения Евангелия; в церквах же, образовавшихся из уверовавших язычников, продолжалось это еще много лет спустя, до того времени, когда блаженный Иоанн евангелист перевел Евангелие от Матфея на греческий язык. К тому же и то пусть будет вам известно, что вся божественная литургия разделяется, вообще, на три части. Первая часть ея служит изображением всех спасительных страданий воплотившагося Бога-Слова, когда иерей, держа в левой руке просфору, а в правой копие, вырезывает из просфоры четырехстороннюю часть божественнаго хлеба, при чем на каждом резании говорит слова, предвозвещенныя боговдохновенными пророками о спасительных страданиях; вырезав же божественных хлеб и положив его на святый дискос, закалает его крестообразно, накладывает звездицу и покрывает воздухом. Этим оканчивается первая часть таинственнаго священнодействия. Вторая часть начинается с возгласа: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и прочее, до Херувимской песни, когда переносятся с жертвенника принесенные честные дары в алтарь. Эта часть есть молитвенная и содержит в себе прошения, моления с принесением таинственных молитв Владыке всех за всех, вообще, людей, о спасении их и мирном устроении, о благостоянии святых Божиих Церквей, согласно завещанию Апостола, который говорит: молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 1-2) и проч. В этой же второй части читается и из посланий апостольских и из божественнаго Евангелия, из коих мы научаемся, как должно нам благоугождать умершему за нас, погребенному и воскресшему воплотившемуся Богу-Слову. Эта вторая часть святой литургии установлена богоносными отцами для молитвы и духовнаго благоукрашения духа, чтобы умолить нам всех Создателя и Владыку и вместе усладить нас духовно духовными пениями и различною благодатию. Следующая же за сим третья часть совершает и освящает нас и печатлеет всю силу пречистых и страшных Христовых таинств, для чего и повелевает нам Херувимскою песнию отложить всякое житейское попечение и заботу, чтобы сподобиться чистыми и преподобными мыслями подъять Создателя и Царя всех, ангельскими невидимо провождаема чинми. В этой третьей части, по таинственному призыванию священнодействующаго нисходит совершительная благодать Святаго Духа, и Им освящается весь алтарь, и божественный хлеб прелагается в самое Тело воплотившагося Бога-Слова, а влиянное в чашу вино – в честную и животворящую Кровь Его.

Как же некоторые не страшатся утверждать, что не бывает литургии, если они не поспели к чтению святаго Евангелия? Неужели они считают чтение Евангелия больше тайнаго священнодействия Тела и Крови Иисуса Христа? И если они так понимают, то ясно, что они недугуют крайним безумием и неразумием. Досточтимо божественное Евангелие и поклоняемо всеми православными христианами, но тайное священнодействие божественнаго и поклоняемаго Тела Господа нашего Иисуса Христа и Его Крови несравненно превышает всякую честь и славу и благоговение, как истинное Тело и самая Кровь Самого Сына Божия. Божественное Евангелие, будучи прочитываемо, приемлемое слухом и похваляемое тайно в мыслях наших, просвещает и освящает души наши и наставляет нас на путь спасительных заповедей Божиих, Тело же и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, священнодействуемыя и преподаваемыя нам во Св. Причащении, не только просвещают и освящают нас, но и грехи наши прощают и окончательно истребляют их, соделывая нас боговидными. Пред чтением божественнаго Евангелия иерей возглашает нам: «Премудрость прости», (правым мудрованием) «услышим святаго Евангелия»; о тайном же священнодействии говорит: «Закалается Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение». И опять: «О предложенных честных дарех Господу помолимся; яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый пренебесный мысленный Свой жертвенник в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся». Вот в этом заключается весь плод и вся суть, духовная благодать и наслаждение священной литургии, чего лишают себя без ума те, которые говорят, что не бывает божественной литургии, если они не поспели к чтению божественнаго Евангелия. Воистину, глаголющеся быти мудри, объюродеша, и осуетися неразумное их сердце (Рим. 1, 22). С ними случилось нечто подобное тому, что если бы кто был приглашен на радостный царский пир и, не поспев придти к началу, когда пред обедом поют похвальные гимны в честь царя, ушел, сказав: «Нет уже веселия и пира царскаго, ибо все уже кончилось до обеда, когда пели гимны, доставляющие различное наслаждение слуху». Но о безумии их достаточно сказаннаго. Мы же, православные, питаясь таинственно на этом пиру, будучи позваны на него изначала, придем ли к половине его, или как-нибудь и незадолго до окончания, - будем стоять добре, со страхом Божиим, как повелевается нам от иерея, и не удалимся без ума только потому, что не поспели к началу чтения Евангелия, ибо Спаситель наш ясно научает нас, что и с одиннадцатаго часа делавшие в мысленном Его винограде, получили от Господина винограда такой же динарий, как и трудившиеся в нем с перваго часа. Входя же на этот мысленный пир общаго всех Владыки, позаботимся украсить себя одеждами, приличествующими божественному сему веселию, которыя суть: вера правая во Святую и Вседержительную и Пресущественную Троицу и дела благия, исполняемыя по спасительным Ея заповедям; заповеди Ея суть ни что иное, как любовь к Самому Богу от всей души и к ближнему своему; также правда и святость души и тела. Кто в такой одежде является на это мысленное торжество, тот будет посажен с первыми, а кто дерзнет войти без такой одежды, тот услышит горестный оный приговор: связавше ему руце и нозе, вверзите его во тьму кромешную, где непрестанный плач и скрежет зубов, от чего да избавит нас Господь, молитвами Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, ибо Тому подобает всякая слава, честь ипоклонение во веки веков. Аминь.

Haзaд


Яндекс.Метрика