24. Против утверждающих, что во всю Светлую седмицу солнце стояло и не заходило, и что поэтому вся Светлая седмица называется одним днем.

Великое, воистину, благо и спасительное - знание и правильное разумение Священнаго Писания. Оно не только руководит изучающаго оное к правильному и непогрешительному пониманию о Боге, о Его творениях и промышлении о них, но и наставляет проводить жизнь непорочную и благоугодную Богу, соединяя его божественною любовию с Создателем, посредством прилежнаго исполнения спасительных Его заповедей. Также великое зло есть незнание писаний и безразсудное и неосмотрительное понимание их, от чего происходят великия ереси. От этого Арий, Македоний, Несторий, Евтихий и Диоскор уклонились в различныя пропасти, худо и неправильно поняв Божественное Писание, толкуя оное так, как им нравилось. И одни из них изострили хульные свои языки против Единороднаго, другие - против Божественнаго Утешителя, Которые по существу присносущны и единосущны Отцу, от Котораго происходят и в Котором суть неразлучно. Они же, окаянные, низвели в положение тварей Тех, Коими и чрез Которых небеса утвердились и вся сила их, как говорит Божие слово: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). Но те, по причине своего суетнаго рвения и кичения, изобрели такое злочестивое учение о том, что нисколько не может подлежать постижению человеческаго естества, и этому не следует удивляться, ибо они были полны всякой премудрости и всякаго учения, и этим возгордились и побеждены были своими обманчивыми мыслями; к тому же они находились на власти архиерейской и сильно желали, по великому своему славолюбию, быть предметом удивления для всех, как учители новаго и высокаго богословия. Те же, которые в последния наши времена находятся на властях, не имея отнюдь никакого познания в науках, почему и Божественное Писание изучают только по букве, нисколько не не постигая сокровеннаго в нем разума, - какое имеют мудрование и как поступают, об этом приличнее будет объяснить в другое время более подробно, чтобы показать удивительныя их исправления. А что они недугуют окончательным отсутствием научнаго образования, ясным обличением того служит содержимое и проповедуемое ими вопреки всякой евангельской, апостольской и отеческой истине и преданию; ибо у них находится, как они говорят, какое-то никем не засвидельствованное сочинение, которое они предлагают в виде твердаго доказательства того, что в течение всей Светлой седмицы тридневнаго из мертвых воскресения Господа и Спасителя нашего, солнце остановило свое движение и ночи не было, но вся Светлая седмица была одним днем, при чем солнце в трех местах останавливалось по два дня: на востоке, на юге и на западе. А что такое их баснословие есть явная ложь, в этом во первых явно обличает их божественный евангелист Иоанн, который пишет, говоря: сущу позде, в день той во едину от суббот (Иоан. 20, 19) и прочее. Этим явственно обличается ложь. В тот же день, говорит, во едину от суббот, то есть, в светоносный день Господня воскресения поздно, то есть вечером, когда солнце зашло. А что едина от суббот есть и называется так тот самый недельный день, об этом свидельствует ирмос, который поется: "Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь", и прочее. Тот же святый Евангелист ясно доказывает истину и обличает ложь, повествуя, что верховный апостол Петр вместе с другими учениками пошел ловить рыбу в море Тивериадском, где говорит: изыдоша же и вседоша абие в корабль, и в ту нощь не яша ничесоже (Иоан. 21, 3). Вот вторая ночь и второе явление Спасителя, а если вторая ночь, то, следовательно, и второй день. Но посмотрим и Евангелие от Луки, как и этот евангелист ясно обличает приведенную ложь, повествуя о явлении Спасителя в другом виде двум ученикам, которые шли в селение Еммаус, и когда Он спросил их: что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуща, и еста дряхла? (Лук. 24, 17) - то они в ответ разсказали Ему о том, как иудеи поступили со Спасителем в Иерусалиме, при чем присовокупили: и над всеми сими третий сей день имать днесь, отнелиже сия быша (Лук. 24, 21). Какое другое свидетельство может лучше сего обличить ложь говорящих, что вся Светлая седмица была одним днем? Третий, говорят, уже день есть, отнележе сия быша, то есть, со времени страданий Спасителя, погребения Его и воскресения. Если же третий день, то значит, и третья ночь; ночи же не может быть, если не зайдет солнце. А что солнце обычно заходило каждый день Светлой седмицы, те же ученики Спасителя несколько ниже научают нас, говоря к Нему, когда Он творяшеся далечайше ити: облязи с нама, яко к вечеру есть, и преклонился есть день (Лук. 24, 29). Если же преклонился, то есть, солнце пришло к западу, то, очевидно, что явная ложь есть то, что некоторые невежды говорят, будто солнце в течение всей Светлой недели пребывало без захождения, сделав всю Светлую седмицу одним днем. Не следует также пройти без внимания и то, чему тот же Евангелист в "Деяниях Святых Апостолов" научает нас, говоря: пред ними же и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являяся им, и глаголя, яже о Царствии Божии (Деян. 1, 3). Если бы знал этот святый Евангелист, что Светлая седмица прошла как один день, то не сказал бы деньми четыредесятьми, а сказал бы: в течении 33-х дней, исчисляя дни от недели Фоминой, а не от самаго живоноснаго воскресения. Также, каким образом окажутся справедливыми слова святаго Евангелиста: по днех осмих паки бяху внутрь ученичы Его (Иоан. 20, 26) и прочее, если вся Светлая седмица была одним днем, а не семь дней продолжалась? Известно же, что от дня воскреснаго до следующаго такого дня считается восемь дней.

Не справедливо ли мы сказали в начале, что неведение боговдохновенных писаний и неосмотрительное и безразсудное изследование их есть величайшее зло? Если бы могли чудные наши последняго времени мудрецы благополучно и благоразсудительно испытать апостольския и евангельския писания, то не согласились бы легко со всяким писанием людей необразованных и неизвестных, но, будучи озаряемы Божиею благодатию, умели бы различать, что есть ложь и что есть истина, и какое писание просвещает читающаго оное светом евангельской истины, а какое, напротив, тьмою лжи отводит от нетленной жизни.

Итак, научившись от могущих разсуждать и распознавать подобныя вещи, пусть отстанут уже от такого своего неразумия и невежества и пусть говорят вместе с пророком Божиим: поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи (Пс. 118, 85), - дабы и к ним относилось сказанное: ссаша мед от духовнаго камене, и елей от тверда камене (Втор. 32, 13), камень бе Христос (1 Кор. 10, 4), от Котораго да почерпают сладость неизреченной Его божественной доброты и великую милость в нескончаемые веки. Аминь.

Haзaд


Яндекс.Метрика