46. Сказание о Сивиллах, сколько их было.

Сивилла Халдейская, которая называется также Еврейскою и Персидскою, и имеет особое имя Самбефа и считается происходящею от колена блаженнаго Ноя; она пророчествовала о деяниях Александра Македонскаго; о ней пишет Никанор, который написал жизнь Александра. Она много написала пророческаго о Владыке Христе и о Его пришествии, книг ея имеется 24, в которых повествуется о каждом народе и о всякой стране. Да будет же тебе известно, что Сивилл было в разных странах и в разное время, числом десять. Первая - Халдейская, которая называется и Еврейскою, и имеет особое имя "Самбефа"; 2-я - Либисса, 3-я - Дельфийская, 4-я - Италийская1), 5-я - Ерифрейская, которая предсказала о Троянской войне, 6-я - Самосская, которая имеет особое имя "Пифо", и о которой написал Эратосфен, 7-я - Кимейская, которая называлась также и "Амальфея" и "Герофила", 8-я -Геллеспонская, 9-я - Фригийская, 10-я - Тибуртинская, она же и "Альбунея". И ни одна из них не была родом из лжных стран, то есть, эфиопляныня и царица эфиопская. Все оне писали свои книги по-эллински, то есть, по-гречески; царица же южская, которая была при Соломоне, вовсе не именуется Сивилла, и никаких пророческих книг ни на каком языке не писала. Мне кажется, что солгал тот, кто это об ней написал. Начало стиха: "О треблаженное древо" принадлежит не Сивилле какой и не царице южской, но составлена эта похвала Животворящему Кресту блаженным Косьмой, творцем канона, который так назвал сие древо потому, что им совершены три величайшия победы: ибо Крестом вся сила вражия и прелесть сокрушены, им смерть умерщвлена и проклятие уничтожено, а также и потому, что на нем пригвоздился плотию Един Святыя Троицы. Поэтому справедливо Косьма назвал святое крестное древо "треблаженным".

Могий вместити да вместит, а не могий пусть не соблазняется о мне, ибо я и сам люблю и хвалю и принимаю то, что проповедуется и содержится истинною соборных и боговдохновенных писаний, а чего в них не нахожу содержащимся и ясно проповедуемым, того не смею принимать, повинуясь тайноглагольнику, строго повелевающему: в научения странна и различна не прилагаетеся (Евр.13, 9), и другому всемирному светильнику, который говорит: "что не написано, о том и разсуждать не следует".


1) Называется также "Кумскою". Примеч. переводчика.

Haзaд


Яндекс.Метрика